Очень ответственный лес

<br />
Очень ответственный лес<br />

Фото:
+1

«Неустойчивый» лес
Сейчас лесной сектор редко ассоциируется с термином «устойчивое развитие». В ушедшем году лес стал «завсегдатаем» выпусков новостей — к сожалению, исключительно в негативном контексте. То лес горит в Калифорнии, в Австралии и в Сибири — и не просто горит, а вызывает задымление на огромных территориях, отмену авиарейсов и даже гибель людей, выгорание целых населенных пунктов. То для строительства мусорного полигона Шиес проводятся рубки — да не просто рубки, а именно там, где складируемый мусор угрожает загрязнить сразу несколько речных систем. То Минсельхоз неожиданно поощряет скорейшее сведение лесов — не просто лесов, а тех, которые посмели самовольно вырасти на заброшенных сельскохозяйственных землях, против чего протестуют экологи, которые призывают, наоборот, разрешить ведение лесного хозяйства на заброшенных землях вместо того, чтобы вырубать экологически ценные старовозрастные леса. Параллельно с этим каждый день приходят новости о наводнениях или, наоборот, об экстремальных засухах, об отсутствии во многих регионах снега зимой, о нарастающем глобальном потеплении…

Между тем не все задумываются о том, что лес — это не просто место отдыха или заготовки древесины. Есть прямая связь между сведением или деградацией лесов и катастрофическими природными явлениями, включая глобальные засухи, наводнения, ураганы, экстремально теплые зимы и нашествия насекомых и патогенов. Поэтому нельзя допустить, чтобы экологически богатые и устойчивые, самоподдерживающиеся природные леса в результате безграмотного лесовосстановления сменялись лесами бедными в природном и хозяйственном отношении.

Чем занимается Лесной попечительский совет

Для решения этой давно назревшей проблемы в 1993 году в канадском Торонто группой экологических организаций, лесных компаний, трейдеров, а также лесными профсоюзами была сформирована организация FSC — Forest Stewardship Council®, Лесной попечительский совет. Это международная некоммерческая неправительственная организация, которая продвигает экологически ответственное, социально выгодное и экономически жизнеспособное управление лесами в мире.

FSC создала и развивает схему добровольной лесной сертификации. Ее стандарты являются международными и разрабатываются таким образом, чтобы в равной степени учесть экологические, экономические и социальные интересы пользователей леса, среди которых не только лесопромышленники и общественники, но и местные жители, собирающие грибы и ягоды, коренные народы, ведущие охотничий промысел и исполняющие в лесу культовые обряды.

В прошлом году Лесной попечительский совет отметил 25 лет работы по всему миру и 20 — в России. За это время FSC стал мощной движущей силой, объединившей очень влиятельных членов общественных движений, представителей бизнеса и экспертов, а общая площадь FSC-сертифицированных лесов в мире превысила 200 млн га в 82 государствах, из них 50 млн га — в России. Товары с этикетками FSC сейчас можно найти в магазинах почти на каждой полке.

Нововведения FSC за это время значительно повлияли на качество управления лесами. Ряд экологических исследований показал, что в мире в FSC-сертифицированных лесах почти всегда лучше защищены виды, уязвимые экосистемы и лучше регулируется водный режим территории.

По данным ООН, схема FSC — наиболее быстроразвивающаяся система лесной сертификации в мире. Рынок продукции с логотипом FSC оценивается в десятки миллиардов долларов. Программы государственных закупок легальных и сертифицированных лесоматериалов действуют более чем в 30 странах мира, в том числе в Австралии, Англии, Бразилии, Германии, Китае, Финляндии, Швеции, Японии.

FSC выбирают более 40 тыс. компаний по всему миру, в том числе более 900 — в России. Среди них — McDonald’s, TetraPak, IKEA, «ВкусВилл», LEGO Group, Nivea, L’Oréal, Adidas, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, Группа «Илим», Группа Mondi, Группа «Сегежа» и многие другие. Они используют для своих продукции и упаковки древесное и бумажное сырье из FSC-сертифицированных лесов. Среди тех брендов, которые не производят собственную продукцию из древесины, но поддерживают идею ответственного управления лесами для блага будущих поколений и продвигают FSC, — около тысячи широко известных имен: Swarovski, CHANEL, Hugo Boss, Shiseido, Oriflame Cosmetics Global, WWF России, Starbucks Coffee Japan, «Леруа Мерлен Россия» и многие другие.

Как из слова «ЛЕС» сделать «ЦУР»?

Реализация стандартов системы FSC способствует выполнению 14 из 17 Целей устойчивого развития. А это значит, что FSC-сертифицированные компании и бренды, которые делают выбор в пользу FSC-сертифицированной продукции, вносят ценный вклад в достижение ЦУР. Чтобы убедиться в этом, давайте вместе посмотрим на список целей.

Да, лес — это место работы и источник доходов, только в нашей стране — для почти миллиона человек (Цель № 1). Но лес — это источник не только древесины, но и продуктов питания для миллионов людей по всей планете (Цель № 2), а также чистых воды и воздуха (Цели № 3 и № 6). Малоценная древесина, которую зачастую бросают при заготовках, может быть переработана в биотопливо — источник чистой энергии (Цель № 7). Лес — это дом для миллионов видов животных и растений (Цель № 15). Доказано, что леса, особенно старовозрастные, не нарушенные и или почти не нарушенные хозяйственной деятельностью, формируют атмосферные потоки, приносящие влагу вглубь континентов, обеспечивая полноводность рек (Цель № 6) и снижая риски наводнений вблизи морских побережий.

Леса являются огромным аккумулятором парниковых газов, которые, если лесами управляют правильно, накапливаются в них, а если леса хищнически рубят и жгут — наоборот, выбрасываются в атмосферу, приводя к дальнейшему потеплению климата. Сохранение лесов, особенно естественных, малонарушенных, — это большой вклад в сдерживание климатических изменений (Цель № 13). В теплом и более засушливом климате возникают условия для более сильных лесных пожаров и размножения насекомых и патогенов, и процесс деградации лесов, особенно когда не осуществляется их правильное восстановление, закольцовывается и начинает ускоряться.

Лес вырубить/сохранить/устойчивое развитие — что вычеркиваем?

Надо понимать, что любая компания, даже если она не производит доски и другие строительные материалы из дерева, мебель, бумагу или упаковку, оказывает воздействие на лес. Помимо офисной бумаги и мебели, в деятельности почти каждой компании используются картонная упаковка для почтовых отправлений, канцтовары, чековая лента и бесчисленное множество других наименований. Парадоксально, но для печати отчетов об устойчивом развитии ответственные организации тоже используют продукт леса — бумагу!

Более того, согласно исследованию WWF, деятельность сетевых, горнорудных и нефтегазодобывающих компаний является третьим по значимости фактором фрагментации лесов — вследствие, главным образом, строительства протяженных дорог, линий электропередач, инфраструктуры для разведки полезных ископаемых и пр. Так что и такие, казалось бы, совсем не имеющие отношения к лесу компании влияют на него, при этом чаще всего — негативно. Таким компаниям недостаточно просто перейти на сертифицированную офисную бумагу, чтобы «загладить вину» перед лесом. Такие компании могут, например, выявлять и сохранять крупные массивы малонарушенных лесов, поддерживать инициативы по грамотному управлению лесными ландшафтами — это было бы реальным вкладом в реализацию ЦУР.

Как может ответственный бизнес сделать реальный вклад и в реализацию ЦУР, и в сохранение лесов? Прежде всего, это переход на ответственное потребление (кстати, Цель № 12). В России действуют две международно признанные схемы сертификации экологичности и социальной ответственности лесопользования: FSC и PEFC, — есть идеи по разработке отечественной схемы. Такая сертификация подтверждает, что продукция с соответствующим логотипом происходит из ответственно управляемых лесов, где сохраняют важные для редких растений и животных места обитания, где при планировании лесопользования учитывают интересы местного населения, где сохраняют самые ценные малонарушенные леса, от которых зависит наша климатическая безопасность.

Для реализации ЦУР необязательно создавать специальный отдел и выделять отдельный бюджет. Внести свой вклад в достижение глобальных целей ООН можно не вставая с офисного кресла — достаточно грамотно выстроить политику закупок. И вклад будет реальным и очень ощутимым для нашего леса.]]>

Источник: news.rambler.ru